Всякий человек, развиваясь и мужая, постепенно выстраивает в своём сознании схему мироздания. Он сам себе доморощенный философ, эта схема мироустройства - его вера, его нравственная, этическая и эстетическая база. Но он никому не поверяет своего кредо, а художник поверяет, невольно излагает, наглядно именно своими работами. Эти воззрения художника на конструкцию вселенной яснее всего излагаются в его рисунках. Рисунок – это удивительное явление человеческой цивилизации. Этот неутомимый движок прогресса представляется нам обычно как некая штудия, как подготовка к живописному или скульптурному произведению. Но если взглянуть на окружающий нас мир, на дома, мосты, машины, на мебель, посуду, одежду, осветительную арматуру… на всё, то надо думать, что всё это проектировалось карандашом, пером, рейсфедером. Иными словами, вся цивилизация обязана своим развитием рисунку, этому мотору, чернорабочему и одновременно проектировщику и мечтателю. Художник, приступая к реализации своей пластической мечты, испытывает робость и беспомощность. Рисунок у него хаотичный, сумбурный, но живой. В нем видна картина борьбы с победами и поражениями. Изъяв все неудачи, отшлифовав рисунок, художник видит, что рисунок умер. Но не следует огорчаться выхолощенности изображения, а надо смело переносить рисунок на доску, на медь, на камень. Рисунок снова оживет в процессе импровизаций на новой плоскости будущей печатной формы. В педагогической практике давно замечено, как заурядный рисовальщик вдруг становится ярким и талантливым, гравируя на дереве, линолеуме или металле. Художник умнеет благодаря гравюре. Многие трактуют этот удивительный эффект « сопротивлением материала». Это сопротивление и эта трудность направляет руку и глаз по самому рациональному пути. Но, ведь резьба и гравировка по дереву легка и доставляет только удовольствие. И почему так роскошны, так нерукотворны резцовые гравюры на меди Ж. Эделинка или нашего И. Пожалостина? Нет, только наслаждение работой передается резцом печатной форме, а потом и оттиску. И вот зритель наслаждается этим оттиском - эстампом.
Эстамп. Этимология этого слова – штамповка, т.е. давление. Но есть и более романтическая этимология: Эстампи – парный танец XIII – XIV веков с повторяющимися ритмическими фигурациями. Этот живой танец сопровождался периодическими притоптываниями. Итак - повторение, репетиции, тиражирование. Гравюра для того и придумана, чтобы оригинальное произведение искусства приобретал не один счастливчик но многие. Эстамп особо ценен, когда печатает сам художник, автор гравюры. В трудные времена, в моменты депрессии и уныния достаньте из папки любимый эстамп, и он согреет душу.
Академик РАХ
Михаил Верхоланцев