"Вслушиваясь в особую музыку сфер, не у Давида-псалмопевца ли находит он посыл для своих картин, перенося эти ритмы на холст или гравируя линии судьбы на торцовой доске?
Он упоенно играет на мандолине, на лютне, осваивает технику аутентичного исполнения. Страсть к музыке он разделяет с женой - певицей и тонким музыкантом Ольгой Николаевной Мишиной[*]. Богиня Тихэ даровала избранникам счастливый жребий. Союз созидателей образовал в конце 1970-х музыкальный коллектив, обратившийся к музыке барокко и русскому фольклору: сопрано, контратенор, лютня. Когда подросла дочь София, присоединилась и флейта. Звучала музыка треченто: Джованни да Фиренце, Якопо да Болонья, Джона Данстейбла, Гийома де Машо. София Верхоланцева де Салис начинала как талантливый гравер, но музыка ревнива, и она отдала ей свое сердце. Флейтистка выступает и как солистка, и с оркестрами на лучших мировых концертных площадках: в Большом зале Московской консерватории, Карнеги-холле, Кеннеди-центре, Тонхалле[**]. Случай привел супруга Софии в букинистический магазин, где на полке стоял бесценный многостраничный некролог-воспоминание на смерть Сергея Рахманинова, написанный по-немецки братом Нины Васильевны, Василием Васильевичем Верхоланцевым (1904-1965), и изданный в Цюрихе. Теперь некролог находится в библиотеке Михаила Верхоланцева.
«Автопортрет с арфой», «Я и Габриэли» (дуэт автора гравюры с Джованни Габриэли, который был в 1585-1612 годах органистом собора Сан-Марко в Венеции), «Давид Псалмопевец», «Давид и Саул», «Феб и Пан» - своеобразный антагонизм между поп-культурой и классическим искусством. У Верхоланцева музыкален даже «Апокалипсис» - но какую музыку он слышит? Хоралы Баха? Художнику близка тема Орфея: «Сила музыки» и ряд композиций на эту тему. В гравюре «Ричеркар на темы Россо» мы видим музыкально-ксилографическую импровизацию, посвященную одному из любимых художников Михаила Верхоланцева - Россо Фиорентино.
Принадлежать к династии - и честь, и ответственность, и ноша.
Кровеносными сосудами памяти переплелась в гордиев узел испытаний, страданий «флейта-позвоночник» противоречивого XX века. Разрозненные цепи памяти скрепило в единую линию событий искусство - гравюра, музыка, живопись..."
Ирина Кистович-Гиртбан (искусствовед)