"Работы художника – своего рода декларация высокой культуры гравера. Сам мастер считает себя формшнайдером – резчиком деревянных форм, но формшнайдеры прошлых эпох чаще всего были безымянными, до нас дошли лишь имена гравёров, работавших для великих – Тициана, Рубенса, и среди них мы знаем Никколо Больдрини, Доменико делле Греке, Кристофа Йегера. То в лице Михаила Верхоланцева современники заполучили безупречного формшнайдера, который гравирует по своим же неподражаемым, смелым рисункам. Освоив все технические приёмы ксилографов-репродукционеров прошлых эпох, художник соединил их с экспрессивным и искусным рисунком, создав свой неповторимый изобразительный язык, которому близка эстетика позднего Ренессанса и маньеризма. Противник «всякой самонадеянной, нескромной виртуозности», он удачно миновал в своем развитии соцреализм, «суровый стиль», а затем и все разновидности искусства XX века. Будто бы держась от современности в стороне, Михаил Михайлович остается невероятно современным художником, востребованным коллекционерами, издателями, зрителями. Он проиллюстрировал почти всю отечественную классику – Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Чехова, А. Пушкина, М. Горького, И. Бунина, И. Тургенева, А. Куприна и произведения многих других писателей. Из наиболее интересных, по мнению самого мастера, издательских проектов, которые и проиллюстрированы, и оформлены им самим, – книги «Уильям Шекспир. Гамлет. Избранные переводы» (1985), издание «Он и Она» к 100-летию смерти Л.Н. Толстого (2010; оформление – А. Коноплёв), книга художника «Добродетели и пороки» (2011), цикл ксилографий «Танец дикарей. К клавиру оперы-балета Ж.Ф. Рамо “Галантные Индии”» (2017), «Платея. К 3 акту оперы-буфф с балетными сценами Ж.Ф. Рамо “Платея, или ревнивая Юнона”» (2014). Для мастера книга – объект целостного дизайна, в котором важно все – от шрифта и заставки до шмуцтитула и иллюстрации. В его исполнении часто буквица в книге превращается в развернутую сюжетную сцену, становясь предметом любования знатоков. Обширные знания, талант эмоционального изложения мысли и большой труд обеспечивают мастеру общепризнанный успех на этом поприще.
Сфера деятельности художника не ограничивается гравюрой. М.М. Верхоланцев также пишет статьи об искусстве, об истории и технике ксилографии, которые постоянно выходят в профессиональном научно-аналитическом журнале «Дом Бурганова. Пространство культуры», в международном журнале по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры «Искусство Евразии», в академических монографиях Российской академии художества. Кроме того, он регулярно даёт мастер-классы по технологии гравирования на продольных и торцовых досках и печати на уникальных станках для студентов Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова и других художественных вузов. Изучая творчество Михаила Верхоланцева, нельзя избежать темы «художник и исполнитель», которая в наши дни стоит весьма остро. Во многом его случай – художника и гравера, уникален. В истории искусства не так много имен, снискавших заслуженную славу в этих ипостасях одновременно. Недаром он своими учителями Томаса Бьюика (1753–1828), Чарльза Томсона (1791–1843) и Василия Масютина (1884–1955) – выдающихся мастеров рисунка и гравюры. Но секрет, как часто бывает, лежит на поверхности: все эти мастера обязаны своим успехом не только таланту, но и бесконечному трудолюбию. М.М. Верхоланцев даже вывел собственную формулу этого явления в искусстве: «Художник прогрессирует до глубокой старости только в том случае, когда не боится быть ремесленником».
Пресс-релиз Российской академии художеств
ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ