ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЯ

ТРЕТЬЯ КНИГА МОИСЕЯ. ЛЕВИТ


Р А Х
БЕЛЫЙ
З А Л
Отделение графики Российской академии художеств организовало творческую встречу с академиком РАХ М.М. Верхоланцевым
и презентацию издания «Третья книга Моисея. Левит», иллюстрированного мастером.
Заседание прошло 14 октября 2024 года в 13:00 в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21). 

В рамках мероприятия состоялась презентация коллекционного издания «Третья книга Моисея. Левит», проиллюстрированного академиком РАХ М.М. Верхоланцевым. «Левит» в переводе с иврита означает «И воззвал» – это третья книга Ветхого Завета и всей Библии. Она входит в Пятикнижие Моисеево (в еврейской традиции – Тору) пять книг, составляющих в контексте Библии единое целое. Тридцать восемь иллюстраций выполнены в уникальной авторской технике – бумага, карандаш, акрил и тушь. Виртуозно проработанные композиции создают выразительные пластические образы, воплощают глубокое духовное содержание библейского сюжета. Книга выпущена в свет в 2024 году издательством «Вита Нова» тиражом 700 экземпляров, помимо иллюстраций содержит статьи Г. А. Михнова-Вайтенко, Е. О. Романовой и М. М. Верхоланцева. Пятьдесят первых экземпляров пронумерованы и содержат оригинальную ксилографию художника.

Презентацию провела заместитель Главного ученого секретаря Президиума Российской академии художеств,
академик РАХ Синицына А.Н.

            Михаил Михайлович Верхоланцев – выдающийся российский художник-график, крупнейший мастер современной ксилографии, работающий в неповторимом и узнаваемом творческом стиле. Его работы отличают высокое мастерство, необыкновенная образность, сочетающая старинную технику с экспрессивным, изысканным и утонченным рисунком.

М.М. Верхоланцевым созданы великолепные иллюстрации в технике ксилографии к произведениям классической литературы. Цикл гравюр мастера для книги «Уильям Шекспир. Гамлет. Избранные переводы» отмечен Дипломом Комитета по печати при Совете Министров СССР. В издательстве «Радуга» художник оформил и проиллюстрировал большую серию книг русских классиков, переведённых на сингальский язык и урду: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Куприна, Бунина, Горького, а также книги многих современных писателей и поэтов. Сюжеты гравюр М.М. Верхоланцева разнообразны: карельский эпос «Калевала», псалмы Давида, библейские и евангельские притчи, сцены из «Слова о полку Игореве», маньеристские парадоксы и арчимбольдески, античные сюжеты.

Графические листы художника находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном музее Петродворца, картинной галерее им. В.М. Нестерова в Уфе, музеях изобразительных искусств Вологды, Курска, Перми, Тобольска, Тулы, Твери, Пскова, Ярославля, Тюмени, а также в зарубежных музеях, частных коллекциях.

Высокие творческие достижения М.М. Верхоланцева отмечены многими российскими и зарубежными медалями, дипломами и премиями, он награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «Достойному», Серебряной и Золотой медалями Российской академии художеств, медалью «За заслуги перед Академией», Почетной грамотой Президента Российской академии художеств.
Из пресс-релиза РАХ
  •   Калинин Виктор Григорьевич, первый вице-президент Российской академии художеств;
  •   Золотов Андрей Андреевич, вице-президент Российской академии художеств;
  •   Астраханцева Татьяна Леонидовна, академик РАХ, доктор искусствоведения;
  •   Лазарев Юрий Владимирович, директор Московского филиала издательства «Вита Нова»
    с показом книг из серии «Священные тексты»;
  •   Петрова Елена Ивановна, ответственный редактор издательства «Вита Нова», редактор издания всей серии
    «Священные тексты» и книги «Третья книга Моисея Левит» с рассказом об издательстве, обо всей серии книг       
    «Священные тексты» и о книге «Третья книга Моисея Левит»;
  •   Верхоланцев Михаил Михайлович, художник иллюстраций к книге, академик РАХ 
     с рассказом о создании иллюстраций и показом работ на экране;
  •  Романова Елена Олеговна, академик РАХ, советник Отделения искусствознания и художественной критики РАХ, автор
    статьи «Изобразить неизобразимое» в книге «Третья книга Моисея Левит»;
  • Архипова Анастасия Ивановна, академик РАХ, Заслуженный художник РФ, Председатель секции книжной графики МСХ;
  • Гиршман Ирина Александровна, искусствовед, член Творческого союза художников России и Союза художников Туркменистана, 
   автор статьи о творчестве М.М. Верхоланцева в журнале «Третьяковская галерея»;
  • Лукьянов Иван Евгеньевич, художник книги, член МСХ, член Международного художественного фонда, член Союза журналистов России;
  • Коновалов Михаил Юрьевич, почетный член РАХ, заслуженный художник РФ, Председатель Правления «Московский Эстамп» МСХ;
НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСТУПИЛИ:
Глава муниципального округа «Сокольники» Коврикова Людмила Николевна вручила Благодарственный адрес.

В процессе презентации был показан видеосюжет «Священные тексты» и фильм об издательстве «Вита Нова».
Творческая встреча с М.М. Верхоланцевым проходила на фоне камерной выставки произведений – оригиналов иллюстраций М.М. Верхоланцева
 к изданию «Третья книга Моисея. Левит», серия «Священные тексты».

В Академии Художеств состоялась презентация издания «Третья книга Моисея.Левит» издательства «Вита Нова»,
проиллюстрированной Михаилом Верхоланцевым.  Удивительно и талантливо!!!  Что удивило и порадовало?

Художник, отвергая объем и утверждая глубину как единственную изобразительную форму пространства, за основу берет линию как направление скрытых сил и ритмов и использует ее как главное конструктивное и духовно-эмоциональное начало. Мир как-будто теряет свою плоть, предметы-материальность. Все развоплощается до своей графической сути: линии, пятна, вспышки света. Мы видим изображение некой сюжетной сцены- боги, люди, деревья, но представив, что всего этого нет и остался только задний план-сцена без действующих лиц, мы понимаем, что именно задний план в представленных иллюстрациях несет очень важную содержательную и смысловую нагрузку. И если для японской гравюры раскат цвета к краям изображения является типичным пластическим приемом-это узнаваемый код-знак глубины в плоском листе, то в сюжетах Михаила глубина и мелодия фона становится полноценным героем, вступая в диалог-конфликт с нарисованным сюжетом.

Замечательный психолог искусства Лев Выготский говорил, что мир всякого произведения неоднороден, его создает напряжение между двух полюсов, столкновение, двух противоборствующих стихий, соперничество двух несходных начал во всем, что рисует художник. Но два эти начала не враждебно противостоят, но дополняют друг друга. Противоречие заложено в структуре всякого произведения и наши эмоции протекают как бы в двух планах: с одной стороны, эмоции, вызванные содержанием, и те эмоции, которые вызывает ритм, т. е. эмоции, пробужденные материалом, и эмоции, рожденные формой, находятся в постоянном антагонизме. Они направлены в противоположные стороны и закон эстетической реакции: она заключает в себе аффект развивающийся в двух противоположных направлениях,
который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение.  

ОТЗЫВ

Владимир Наседкин
художник, график, скульптор 
Вот этот процесс и определяется словом катарсис. 
И здесь, я убежден в этом, и начинается искусство ! 
Спасибо, Мастер !!!  
фотографии с творческой встречи и презентации в РАХ
/ 14
/ 12
ВЕРХОЛАНЦЕВ М.М.
           misolga@yandex.ru
АНОНС НОВОСТЕЙ
ВЫСТАВКИ
МЕРОПРИЯТИЯ
МАСТЕР-КЛАССЫ
ГАЛЕРЕЯ
О ХУДОЖНИКЕ
ОТЗЫВЫ
МАСТЕРСКАЯ
ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА
КАТАЛОГИ, КНИГИ
СТАТЬИ  И ЖУРНАЛЫ
НА СВЯЗИ

touché.SITE 2024