1. Хуго Симберг Раненый ангел. Хельсинки Атенеум
Мифы доисторических времен содержали в себе первообразы вполне космогонические. Их суть - попытки изобразить модель мира, параметры и конструкцию вселенной, а также начало жизни. Эти первообразы называют архетипами, потому что они типичны для разных народов - мифотворцев, даже географически удаленных друг от друга. Например, архетип « Мировое Древо, древо жизни, древо познания, древо праведников…».
2. Мировое древо. Роспись. Архангельская область. 3Древо праведников, миниатюр, Испания.
Это некая вертикаль, ось, соединяющая верхние миры (седьмое небо) со средними мирами (земля) и с нижними (преисподня). Другой архетип – миф о всемирном потопе. В мифологии северных монголоидов: угрофиннов, саамов, даже палеоазиатов жизнь начинается в безбрежных водах, когда вдруг гагара, селезень, нырок или иная птица ныряет на дно, захватывает клювом кусок земли и, вынырнув, выплевывает его, образуя острова и материки. Демиург обских угров Нумо Торум вдобавок укрепляет эту зыбкую землю, сбросив с себя пояс и образовав таким образом Уральский хребет. Ещё один архетип – это тотем, идол, символизирующий дух предков .
4. Коми-пермяцкий идол. 5. Лары. Помпеянские фрески.
У древних римлян такие языческие идолы назывались пенатами или ларами. Когда язычество подверглось воздействию новых религий, основной темой мифов стала борьба Космоса с Хаосом, борьба Добра со Злом. Поздние мифы впитали в себя темы исторических битв и переселения народов. Летописцы, поэты и писатели обрабатывали эти мифы. Естественно, такая обработка не обходилась без авторских купюр. Постепенно мифы преобразовывались в легенды, сказания, былины, сказки и руны. Руны Калевалы записаны Элиасом Лённротом (1802-1884) в Олонецком крае от многих карел рунопевцев.
6. Галлен Калела Лённрот записывает пение рун.
Ещё в юности, обучаясь медицине, Лённрот мечтал создать нечто подобное «Илиаде» или «Песне о Нибелунгах». Он записал громадное количество стихов и мог бы издать не один сборник рун Калевалы, а несколько отличающихся друг от друга сборников. Лённрота воодушевляло патриотическое движение в Финляндии, инспирированное присоединением страны к Российской Империи Александром I. Шведский государственный язык всюду стал уступать место финскому. Финны впервые почувствовали себя народом уникальным, заинтересовались своим родным языком и стали задумываться о своем происхождении: уж не из Эллады или Иудеи они пришли на север. Матиас Александр Кастрен (1813-1852), этнограф и лингвист стал исследовать язык, обычаи и космогонические воззрения саамов, марийцев, удмуртов, коми и других финно-угорских народов, проживающих за Уралом. Вернувшись в Гельсинфорс, он опубликовал несколько лингвинистических исследований, доказав ими, что финны суть монголоиды субуральской расы. Близ Хельсинки находится вилла - мастерская знаменитого финского художника- символиста Аксели Гален-Калелы. Она мало отличается от современных ей вилл В. Васнецова или Д. Поленова, тот же модерн в архитектуре, отиентированный на народность. Галлен Калела с энтузиазмом писал картины и даже делал монументальные росписи на темы рун Калевалы. В его мастерской на почетном месте висит фотография Максима Горького, стоящего рядом с Галлен Калелой.
7. Максим Горький и Аксели Галлен Калела.
Сходство двух художников поразительно. Что же это? Горький – идеальный финн? Или у него в предках кто –нибудь эрьзянин ? Всё гораздо проще. Ведь русский народ, единственный из славянских народов, впитал в себя чуть ли не треть финской крови. Этой метисностью следует гордиться, потому что именно финны дали русскому характеру упрямую верность. Максим Горький восхищался рунами Калевалы и даже подражал стилистике рун. Вот пример влияния калевалы и символизм Горького : « … То крылом волны касаясь, То стрелой взлетая к тучам, Он кричит…» - песня о Буревестнике.
«… Он крыло влачит по морю, А другим достиг до неба, И хвостом метет он волны, Клювом в скалы ударяет…» - руна седьмая Калевалы. Калевала дает нам рецепт счастья в этом мире, в мире шумящей природы, то грозной и холодной, то ласковой и благоуханной. Силы ветра, вод, берез и сосен, камней, огня, птиц и зверей, облаков переплетены. Иногда они сотрудничают, а то и гасят друг друга во вражде. Из суммы этих сил, в перипетиях непрерывной борьбы и складывается судьба каждого из героев Калевалы. Следует ли противиться року? Лобовое сопротивление ни к чему хорошему не приводит, следует проникнуть в душу каждого объекта природы, узнать его структуру и происхождение, нужно слиться с природой, почувствовать её, тогда, в конце концов, счастье в виде мельницы Сампо будет обретено. Чудо- мельница Сампо есть аналог нашей скатерти- самобранки. Элиас Лённрот, собиратель рун Калевалы, считал, что слово Сампо происходит от русского « сам Бог». Главный герой Калевалы, демиург Вянямёйнен, постоянно терпит неудачи в любви. Эти неудачи преследуют его вовсе не потому, что он стар (старцем он был смолоду, как демиург), а потому что он чересчур художник и мудрец. Он, как Орфей, умеет пением и игрой на кантеле заворожить людей, птиц и зверей и всё, что есть в природе. Он строит лодку словами заклинаний.
8. Михаил Верхоланцев Вяйнямёйнен строит лодку.
С ним дерзнул соперничать в пении и тайных знаниях молодой и самонадеянный Йоукахайнен. Вянямёйнен пением загоняет соперника в болото по горло. Чтобы не погибнуть Йоукахайнен обещает старцу свою сестру Айно в жены. Айно не хочет быть женой старца и, бросившись в воду, превращается в рыбу.
9. Михаил Верхоланцев торцовая ксилография Вяйнямёйнен и Айно.
Йоукахайнен, мстя за сестру, убивает лошадь Вянямёйнена и тот падает в холодные волны моря.
10. Галлен Калела. Месть Йоукахайнена.
Нашего героя спасает хозяйка Похьёлы старуха Лоухи.
11.Михаил Верхоланцев. Торцовая ксилография. Лоухи спасает Вяйно
Злобный характер Лоухи очень многослоен и даже по-своему красив. Она мать многих северных красавиц, к которым сватаются герои Калевалы. Лоухи, мудрая и расчетливая, советует дочерям не отвергать сватовства Вянямёйнена. И ведь именно голову злой волшебницы осенила идея создания Сампо с пестрой крышкой, чудо мельницы, способной накормить целый народ. Вот вам и злой персонаж!
12 Галлен Калела. Ильмринен куёт Сампо Обороняя Сампо, похищенную героями Калевы, Лоухи принимает вид ужасной птицы.
13. Михаил Верхоланцев. Оборона Сампо
14. Галлен Калела Оборона Сампо
Дружбу Вяйнямёйнена с Ильмариненом не омрачало даже соперничество в сватовстве к девам Похьёлы. Ильмаринен, чудесный кузнец, выковавший небосвод вместе со звездами и мельницу Сампо (карело–финский Ильмаринен, удмурдский Инмар, т.е. небо, саамский Ильмаратче суть имена одного из верховных богов пантеона финской мифологии). Но, подобно богам пантеона греческой мифологии, финские боги заземлены, приближены к людям и наделены всеми людскими слабостями и чудачествами.
1 5. Верхоланцев Всё о Калевале Ильмаринен простодушнее Вяйно и потому удачливее в сватовстве. Но не долго он живёт с северной красавицей, она гибнет от своей же злобы. Потеряв жену, Ильмаринен не придумал ничего лучшего, как выковать себе новую жену из серебра и золота. Финский Пигмалеон был очень опечален, убедившись в холодности серебряной жены, которая отморозила ему бока. Другой герой Калевалы, Лемминкяйнен, веселый бабник, повеса и драчун не внимает советам любящей матери и погибает в темных водах Туонелы.
16. Галлен Калела.Лемминкяйнен в Туонеле Мать спасает его, заклинаниями призвав на помощь чудо пчёлку – «маленького, умного человечка» Хотелось бы сказать, что герои Калевалы прекрасно вписываются в архетип мифологического героя. Ведь все они неудачники в любви и все унижены своими любимыми женами. Самсона предала Далила, Геракл принял смерть от Деяниры, Любвеобильный Лемминкяйнен тоже погибает. Заключительная, 50 руна повествует о трудном внедрении христианства в языческий мир многобожья. Руна проникнута грустью расставания с прежним, привычным укладом жизни. Целомудренная, чистая душою девушка Марьятта встречает ягодку брусники, которая сама прыгает сначала на колено, потом на пояс, на грудь и съедается Марьяттой. Тут же Марьятта становится беременной, долго, долее девяти месяцев томится, хоть и знает, что ребенок будет царствовать в Карьяле и даже потеснит самого Вяйнямёйнена. Вот так карельский крестьянин, труженик на холодной земле трактует образ Богородицы и непорочное зачатье. Родившийся мальчик, ещё грудной ребёнок уже умеет говорить и укоряет Вяйнямёйнена в языческих предрассудках. Обиженный Вяйно снова строит лодку, но уже из красной меди, и уплывает за горизонт, оставив народу на память о себе кантеле.
17. Галлен Калела Вяйно покидает Карьялу Калевала прекрасный опыт мудрого и деятельного народа и мы непременно должны им воспользоваться. Очень вдохновляет замечательный способ властвовать над предметами: чтобы заклясть железо, надо узнать, как оно произошло, чтобы заклясть пиво, надо знать историю пива. История вещи даёт нам знание конструкции этой вещи, даёт ключ власти над ней. А заключены все эти тайные знания в слове. Вот вам ещё одна языческая догадка о вечности и драгоценности слова, еще одно значение, ещё одна расшифровка