Академический научно-выставочный проект «Мифы. Легенды. Сказания» продемонстрирует живопись, графику, скульптуру и декоративное искусство из фондов Музейно-выставочного объединения Российской академии художеств и частных собраний. Обращение к древним или сакральным образам, темам и сюжетам обнажает потребность современного мастера в ассоциативной и символической связи его творчества с предысторией человечества, с ранними архаичными культурами и религиозными картинами мира. Обширная тематическая экспозиция, размещенная на двух этажах музея, объединяет более восьмидесяти произведений признанных классиков отечественного искусства, академиков и членов-корреспондентов Российской академии художеств.
Начиная с 1980-х годов «мифологическая» линия в творчестве российских художников была, с одной стороны, связана с попыткой уйти от традиционного соцреалистического мышления, с другой – являлась природной чертой мастеров, обладающих особым даром созерцания природы, слияния с ней. Для авторов, по своему воспитанию и образованию сформировавшихся в достаточно традиционной, но сложной культурной среде, это было настолько же необычным, насколько и закономерным. Чрезвычайная продуктивность мифологического направления в творчестве современных мастеров связана еще и с устройством их художественного мышления, фантазией, позволяющей легко преодолевать кажущуюся несовместимость противоречивых аспектов формы и содержания. Миф оказался для них неиссякаемым источником средств и способов символического мышления, позволяющего, по формулировке А.Ф. Лосева, наполнять предметы «более высоким и глубоким мифологическим смыслом, отрешаясь от бытового восприятия». «Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность». Именно эту интуицию конкретности и осязаемости мифической реальности мы сегодня видим в произведениях современных скульпторов, живописцев, графиков, в проявлении своеобразной интерпретации антропоморфных мотивов, в античной персонификации мифологических сюжетов, в очеловечивании мифологических фигур, в драматичной заостренности образов, в подчеркивании их жизненности.
Михаил Верхоланцев - прекрасный стилист, чувствующий всё характерное в изображаемой эпохе. Его образы - острые парафразы текстов классиков, а темы графических и живописных работ разнообразны: это карельский эпос «Калевала», евангельские притчи, античность.
Среди художников-участников проекта: А.Г.Акритас, Ш.Е.Бедоев, О. Т.Басаев, О.В.Булгакова, М.М.Верхоланцев, Г.М.Визель, Н.М.Вдовкин, Ф.В.Волосенков, Т.Г. Назаренко, И.А.Старженецкая, Н.Г. Тоидзе, В.И. Переяславец (1918-2018), И.В. Пчельников (1931-2021), М.В.Красильникова, А.А.Любавин, Н.И.Любавина, Л.А.Давыдова, А.Р.Джикия, З.Б. Доржиев, А.Г.Ситников, Н.А.Ситникова, Д.Н.Санджиев, А.Д.Шмаринов (1933-2023), М.В.Дронов, М.В.Переяславец, Э.А.Жарёнова, В.Г.Калинин, И.П.Калинина, Г.И.Красношлыков, Е.Н. Максимов, Ю.А. Смирнова, Н.И.Рыбаков, В.И.Корнеев, В.А.Малолетков, С.В.Гавин, А.И.Мадекин, С.Г.Мильченко, Г.С.Мызников (1933-2018), А.Н. Бурганов, А.В.Балашов, Л.М.Баранов (1943-2022), М.В.Переяславец (1949-2020), А.В. Цигаль, Д.Н.Тугаринов, Д. Б.Намдаков, П.Н.Тураев, М.А.Бурганова, А.М.Смоленков, Н.Н.Опиок, З.К.Церетели, Н.Л.Цикулина, В.А.Чернорицкий, Ю.П.Платонов (1929-2016), А.В. Ремнёв, В.В.Тишин (1963-2015), Ф.А.Ибрагимов (1938-2020), Ю.Н. Мерзликина, Н.В. Мурадова, Л.И. Савельева, А. П. Парфенов, Н. В. Сомова, Ч. Б. Шенхоров, Х.В. Савкуев, Е.К.Горин, А.Б.Мусаев, А.Х.Гушапша, Р.З.Мазлоев, Р. Н.Цримов, Л.Н.Нарбекова и многие другие.
Научный руководитель проекта - вице-президент РАХ Татьяна Александровна Кочемасова, кураторы – академики РАХ Татьяна Леонидовна Астраханцева и Елена Зурабовна Церетели.